Вход на сайт
войти через:Войти через loginza

Проект

Вносится депутатом
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации

Р.И. Худяковым


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в статьи 3 и 13 Федерального закона «Об оружии»

Статья 1
Внести в Федеральный закон от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 1, ст. 5681; 1998, № 30, ст. 3613; № 31, ст. 3834; № 51, ст. 6269; 1999, № 47, ст. 5612; 2000, № 16, ст. 1640; 2001, № 31, ст. 3171; № 33, ст. 3435; №49, ст. 4558; 2002, № 26, ст. 2516; № 30, ст. 3029; 2003, №2, ст. 167; № 27, ст. 2700; № 50, ст. 4856; 2004, № 18, ст. 1683; № 27, ст. 2711; 2006, № 31, ст. 3420; 2007, № 1, ст. 21; № 32, ст. 4121; 2008, № 10, ст. 900; № 52, ст. 6227; 2009, № 1, ст. 17; № 7, ст. 770; № 11, ст. 1261; № 30, ст. 3735; 2010, № 14, ст. 1554, 1555; № 23, ст. 2793) следующие изменения:
1) абзац 2 пункта 2 статьи 3 изложить в следующей редакции:
«1) оружие самообороны:
огнестрельное оружие с патронами к нему, в том числе с патронами травматического действия»;
2) в пунктах 1, 2, 5, 11, 14 статьи 13 заменить словосочетание «длинноствольное гладкоствольное огнестрельное оружие самообороны» на словосочетание «огнестрельное оружие самообороны».


Президент
Российской Федерации

Законопроекты

07.06.2013

О внесении изменений в статьи 3 и 13 Федерального закона "Об оружии"

По информации МВД России в настоящее время на территории Российской Федерации зарегистрировано 1053 юридических лица, занимающихся торговлей служебным и гражданским оружием, более 5 млн. граждан, в пользовании которых находится почти 6,2 млн. ед. гражданского оружия, в том числе более 729 тыс. ед. огнестрельного оружия ограниченного поражения. Объёмы чёрного рынка оружия в России оцениваются в размере от 1,5 до 14 млн. единиц нелегального оружия. В основных источниках поступления оружия на чёрный рынок гражданские его владельцы не числятся. Так, 50% случаев поступлений оружия отечественного производства в нелегальный оборон приходится на упущения должностных лиц контролирующих в России оборот огнестрельного оружия, 17% приходится на поступления из мест вооружённых конфликтов, 14% поступает из утрат на этапе производства оружия, 5% приходиться на поступления из мест нелегальных раскопок.
В целом в России на каждые 100 жителей фиксируется до 9 единиц огнестрельного оружия, что является достаточно низким показателем, ставящим Россию на 68 место в мире среди тех стран, где есть соответствующие данные. Так, в странах центральной и южной Африки аналогичный показатель находится на уровне 1 единицы оружия на каждые 100 человек, в развитых странах этот показатель повышается до 30 единиц оружия и более. Так, в Швейцарии, он находится на уровне 60 единиц оружия, в Финляндии – 45 единиц, в Норвегии - 31, в Германии – 30, во Франции – 31 единиц оружия на каждые 100 жителей. Опыт расширения перечня легального оружия доступного гражданскому населения в странах Прибалтики показывает, что этот процесс сопровождается вытеснением чёрным рынком огнестрельного оружия.
Криминогенная ситуация в целом в России в области насильственных преступлений остаётся негативной. По данным МВД в 2011 году зафиксировано более 14 тыс. убийств и покушений на убийства, что является самым высоким показателем криминальных убийств на душу населения в Европе и на пространстве СНГ. Так, если в России на 2012 год на 100 тыс. жителей по данным ООН фиксируется 10,2 убийств, то в среднем по Восточной Европе этот показатель находится на уровне 6,4 убийств, в целом по Европе – 3,5 убийств, в Северной Америке – 3,9 убийств, в Азии – 3,1 убийство, в целом по миру – 6,9 убийств.
Тем не менее, криминогенная статистика в России демонстрирует позитивную динамику, так число грабежей за последние 5 лет уменьшилось в 1,5 раза, убийств с 2002 года — почти в 3 раза. На этом фоне ежегодно массив гражданского оружия в России прирастает на 10-15% в год, тогда как общее количество преступлений с использованием оружия, зарегистрированного в органах внутренних дел, также снижается.
Проведенное обобщение аналитических материалов показывает, что гражданское оружие самообороны в целях самообороны используется чаще, чем в преступных целях. Так, только в 2008 году в Московской области МВД зафиксировано 30 случаев использования оружия ограниченного поражения в целях самообороны, каждый из которых был признан законным в рамках необходимой обороны. В Москве ежегодно таких случаев фиксируется до 500 случаев. При этом без информации о количестве убитых, с легальным оружием совершается в России порядка 220 уголовных преступлений в год, хотя значительная их часть приходится на существующие проблемы в области правоприменения ст. 37 УК РФ «Необходимая оборона». 7% вооружённых преступлений совершается с использованием легального оружия. По информации столичного ГУВД, в Москве на конец 2010 года было зарегистрировано 490 тыс. владельцев гражданского оружия, на руках у которых было 590 тыс. единиц легального оружия, в том числе 233 тыс. единиц оружия ограниченного поражения. В 2010 году из 2872 зарегистрированных случаев разбоя два совершены с применением легального оружия. Они фигурировали в качестве орудия преступлении в трех из 1377 дел, заведенных по ст. 111 УК РФ «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью». Три уголовных дела было возбуждено против законных владельцев пистолетов и ружей по ст. 105 УК РФ «Убийство». Общее количество дел, заведенных по этой статье, составило 573. В 2009 году количество преступлений, совершенных с помощью легального оружия было три, три и семь по вышеперечисленным статьям соответственно. Одно уголовное дело по ст. 105 УК РФ «Убийство» приходится в среднем на каждые 25 тыс. москвичей, или на 163 тыс. владельцев легального оружия в Москве, что является характерной для общенациональной и мировой криминальной статистики закономерностью. Так, в 2011 году среди владельцев оружия в России 0,2% лиц подверглось уголовному преследованию, тогда как среди всех граждан в целом этот показатель составил 0,6%
Роль гражданского оружия самообороны в статистике насильственной преступности также показывает анализ мировой статистики по странам. При исследовании 169 современных государств, по которым есть в открытом доступе необходимые данные, наблюдается закономерность: число убийств снижается при росте легальной вооруженности населения. В рамках данного анализа можно разбить страны на группы:
— страны с вооруженностью более 30 единиц на 100 человек (таких 16). В этой группе средний показатель уровня убийств составляет 1,9 на каждые 100 000 человек в год;
— страны с вооруженностью от 20 до 30 единиц (таких 11). Здесь средний уровень убийств - 3,4;
— страны с вооруженностью от 10 до 20 единиц (таких 33). Средний уровень убийств - 9,6.
— страны с вооруженностью менее 10 единиц (таких 109). Средний уровень убийтсв - 11,8.
Уровень преступности и ее динамика зависят от ряда факторов, в частности от экономического развития страны, от благосостояния ее граждан, но если разбить все страны на группы по уровню ВВП на душу населения, то можно наблюдать в каждой группе ту же закономерность: чем больше вооруженность, тем меньше преступность, связанная с насилием.
Для группы с высоким ВВП (более 22,3 тыс. долларов США на человека) средний показатель уровня убийств в максимально вооруженных странах (верхняя половина списка) — 1,3, а в минимально вооруженных — 3
Для группы с низкими значениями ВВП (менее 2,6 тыс.) те же показатели равны соответственно 14,1 и 17,3
В группе со средним диапазоном уровня ВВП на душу населения (от 2,6 до 22,3 тыс.) средние показатели для верхней и нижней половины списка равны, но если взять по 10% стран из верхней и нижней его частей, то показатели будут соответственно 8,5 и 9,7.
Потребления алкоголя — фактор, который не может не влиять на уровень преступности. Однако страноведческий анализ показывает, что в странах с более высоким ВВП на душу населения потребление алкоголя в среднем выше, чем в бедных странах, поэтому в последних показатель уровня убийств несколько ниже.
Если разбить все страны на группы по потреблению алкоголя и посмотреть, работает ли в каждой тот же закон, то выяснится, что чем выше вооруженность, тем меньше насильственная преступность. В наиболее алкоголизированной группе стран (более 13 л. на душу населения в год) средний показатель уровня убийств для стран занимающих по вооруженности верхнюю половину списка — 1,6, а для нижней половины — 6,1.
Те же показатели для наименее пьющей группы равны, соответственно, 1,5 и 6,3. То есть и там и там, в менее вооруженных странах убийств больше и легальное вооружение населения может быть признано самостоятельным позитивным фактором влияния на криминогенную статистику.
Таким образом, снижение показателя уровня убийств при повышении вооруженности населения наблюдается как в бедных, так и в богатых государствах, как в пьющих, так и в непьющих.
Вместе с тем, наличие существующих ограничений перечня легального гражданского оружия самообороны не представляется оправданным. Так как уже доступное в гражданском обороне огнестрельное оружие обладает наибольшим боевым потенциалом, превосходя не длинноствольное нарезное огнестрельное оружие по дульной энергии (3000 Дж против 300-600 Дж), по дальности стрельбы и по поражающей мощности (90% вероятности летального исхода в случае попадания в корпус человека из гладкоствольного длинноствольного огнестрельного оружия, против 10% подобной вероятности в случае не длинноствольного оружия). Риски массовых расстрелов, уже проявившие себя в существующем правовом режиме оружия, связаны с доступом к предметам повышенной опасности со стороны психически неуравновешенных лиц, что является проблемой их контроля, а не правового режима оружия. Так как даже в странах с более широким перечнем доступного гражданам легального оружия подобные криминальные ситуации происходят, как правило, при помощи уже легальных в России типов гражданского оружия. Вместе с тем, доступного сегодня гражданам оружие ограниченного поражения не может быть признано эффективным инструментом самообороны в силу технической усложнённости баллистической экспертизы выстрелов из подобного оружия вместе со слабым останавливающим действием подобных типов оружия самообороны. Опыт необходимой обороны в США, где накоплен наибольший зафиксированный опыт в этой области, показывает, что до 80% случаев успешной вооружённой гражданской обороны приходится на запрещённое в данный момент для гражданского пользования в России не длинноствольное нарезное огнестрельное оружие.
Опираясь на подобный мировой и национальный опыт, законопроектом предлагается расширить перечень легального гражданского оружия самообороны доступного населению прошедшему установленный отбор и лицензирование. Соответствующие изменения вносятся в статьи 3 и 13 Федерального закона от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии».
Таким образом, положения законопроекта направлены на создание условий, обеспечивающих улучшение государственного контроля в сфере оборота оружия, снижения доли нелегального оружия в России и снижения количества насильственных преступлений.

 

комментарии(0)

оставить свой комментарий:

Чтобы оставлять комментарии, вам надо авторизоваться. Текст комментария будет сохранен.

Если вы еще не зарегистрированы, то сохраните текст комментария и зарегистрируйтесь.

Ссылки по теме:

    Эксперты:

    Кандидат юридических наук