Вход на сайт
войти через:Войти через loginza

Вносится депутатами
Г осударственной Думы
Е.А.Федоровым
А.В.Романовым
Проект


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Закон Российской Федерации
«О средствах массовой информации»
(в части введения института саморегулирования)

Статья 1
Внести в Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 7, ст. 300; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 30, ст. 2870; 2000, № 26, ст. 2737; 2002, № 30, ст. 3029; 2006, № 31, ст. 3452; № 43, ст. 4412; 2007, № 31, ст. 4008; 2011, № 29, ст. 4291) следующие изменения.
1) в статье 2: в части девятой после слов «организация, учреждение, предприятие» дополнить словами «являющееся членом саморегулируемой организации
средств массовой информации»;
дополнить частью семнадцатой следующего содержания: «саморегулируемая организация средств массовой информации (далее также - саморегулируемая организация) - некоммерческая организация, которая приобрела статус саморегулируемой организации в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом в целях регулирования и контроля деятельности входящих в состав саморегулируемой организации организаций, учреждений и предприятий, осуществляющих деятельность в качестве редакции средства массовой информации.»;
2) дополнить статью 10 пунктом 12) следующего содержания:
«12) информация о саморегулируемой организации, членом которой является редакция средства массовой информации.»;
3) дополнить статью 13 пунктом 15) следующего содержания:
«5) если редакция средства массовой информации не является членом саморегулируемой организации, в случае если такое членство является обязательным в соответствии с требованиями настоящего Закона.»;
4) в части третей статьи 16 после слов «неисполнение постановления суда о приостановлении деятельности средства массовой информации» дополнить словами «а равно исключение редакции средства массовой информации из членов саморегулируемой организации за нарушения требований настоящего Закона и (или) законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации»;
5) статью 18 дополнить частью 6 следующего содержания:
«Учредитель не вправе учреждать средство массовой информации в случаях, если с момента принятия судом решения о прекращении средства массовой информации на основании решения саморегулируемой организации об исключении редакции средства массовой информации из членов саморегулируемой организации за нарушения требований настоящего Закона и (или) законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации, прошел срок менее трех лет.»;
6) в части второй статьи 19 после слов «допускаемой законом форме» дополнить словами «являющимся членом саморегулируемой организации
средств массовой информации»;
7) дополнить статьями 201 и 202 следующего содержания:
«Статья 201. Саморегулируемые организации средств массовой информации
Статус саморегулируемой организации средств массовой информации может приобрести некоммерческая организация, основанная на членстве, при условии ее соответствия требованиям, предусмотренным Федеральным законом от 1 декабря 2007 года № Э15-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (далее - Федеральный закон «О саморегулируемых организациях»), с учетом особенностей установленных настоящим федеральным законом.
В соответствии с требованиями настоящего Федерального закона создаются саморегулируемые организации следующих видов: саморегулируемые организации средств массовой информации, продукция которого предназначена для распространения на всей территории Российской Федерации, за ее пределами, на территориях нескольких субъектов Российской Федерации;
саморегулируемые организации средств массовой информации, продукция которого предназначена для распространения на территории субъекта Российской Федерации, территории муниципального образования.
Для внесения в государственный реестр саморегулируемых организаций средств массовой информации сведений о некоммерческой организации ею представляются в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти документы, предусмотренные Федеральным законом «О саморегулируемых организациях», а также документы, подтверждающие соблюдение требований установленных настоящей статьей.
Некоммерческая организация вправе приобрести статус саморегулируемой организации средств массовой информации при условии ее соответствия требованиям Федерального закона от 1 декабря 2007 г. №315-Ф3 "О саморегулируемых организациях", а также соответствия ее следующим
требованиям:
наличие в составе членов некоммерческой организации не менее чем: полторы тысячи лиц, являющихся редакциями средств массовой информации, продукция которого предназначена для распространения на всей территории Российской Федерации, за ее пределами, на территориях нескольких субъектов Российской Федерации;
триста лиц, являющихся редакциями средств массовой информации, продукция которого предназначена для распространения на территории субъекта Российской Федерации, территории муниципального образования; наличие компенсационного фонда, сформированного за счет взносов членов саморегулируемой организации средств массовой информации, в размере:
не менее чем триста тысяч рублей на одного члена некоммерческой организации объединяющей лиц, являющихся редакциями средств массовой информации, продукция которого предназначена для распространения на всей территории Российской Федерации, за ее пределами, на территориях нескольких субъектов Российской Федерации; не менее чем пятьдесят тысяч рублей на одного члена некоммерческой организации лиц, являющихся лиц, являющихся редакциями средств массовой информации, продукция которого предназначена для распространения на территории субъекта Российской Федерации, территории муниципального образования.
При определении числа членов некоммерческой организации аффилированные лица учитываются как одно лицо.
Саморегулируемая организация обязана разработать и утвердить следующие документы:
стандарты и правила, регламентирующие определение предмета деятельности средства массовой информации (периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием)), условий ее осуществления, сферы применения стандартов саморегулируемой организации, общие требования к деятельности редакции средства массовой информации и редакционной политике, обязательные для выполнения всеми членами саморегулируемой организации (далее - стандарты деятельности);
кодекс этики саморегулируемой организации средств массовой информации;
положения об органах управления и о специализированных органах саморегулируемой организации, устанавливающие статус таких органов и порядок формирования, а также порядок осуществления такими органами деятельности и принятия ими решений;
положение о порядке осуществления контроля за соблюдением членами саморегулируемой организации требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов, федеральных стандартов, а также стандартов деятельности;
положение о порядке применения мер дисциплинарного воздействия в отношении членов саморегулируемой организации, устанавливающее меры дисциплинарного воздействия, основания для применения таких мер и процедуру рассмотрения дел о применении таких мер;
положение о членстве в саморегулируемой организации, устанавливающее требования к членам саморегулируемой организации, порядок вступления в члены саморегулируемой организации и прекращения членства в саморегулируемой организации, права и обязанности членов саморегулируемой организации, а также размер членских взносов и порядок их уплаты.
Саморегулируемая организация вправе утверждать иные стандарты и правила по вопросам, относящимся к деятельности редакций средств массовой информации.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели при приеме в члены саморегулируемой организации обязаны соответствовать требованиям, установленным документами саморегулируемой организации и внести взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации.
Национальное объединение саморегулируемых организаций средств массой информации вправе разработать и утвердить дополнительные требования к членству в саморегулируемой организации средств массой информации, связанные с осуществлением редакциями средствам массовой информации своей деятельности и не противоречащие настоящему Закону.
Редакция средства массой информации, может быть членом только одной саморегулируемой организации средств массовой информации.
Государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций средств массовой информации осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального надзора».
В случае несоответствия саморегулируемой организации требованиям, установленным настоящей статьей, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях орган государственного надзора вправе обратиться в арбитражный суд с требованием об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций средств массовой информации.
Основанием для обращения взыскания на средства компенсационного фонда саморегулируемой организации является установленный органом по рассмотрению дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия саморегулируемой организации, факт вреда морального вреда, причиненного лицу в результате распространения средством массовой информации не соответствующих действительности сведений, порочащих честь и достоинство лица либо причинивших ему иной неимущественный вред, распространения сведений нанесших урон деловой или иной репутации лица, распространение сведений, которые могут ввести в заблуждение неограниченный круг лиц и иные факты нарушения кодекса этики саморегулируемой организации. Орган по рассмотрению дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия саморегулируемой организации рассматривает жалобы и обращения любых заинтересованных лиц (групп лиц).
Статья 20. Национальное объединение саморегулируемых организации средств массовой информации
Саморегулируемые организации средств массовой информации вправе создать национальное объединение саморегулируемых организаций средств массовой информации (далее - национальное объединение).
Национальное объединение саморегулируемых организаций средств массовой информации, должно объединять не менее чем пятьдесят процентов саморегулируемых организаций средств массовой информации, сведения о которых включены в государственный реестр саморегулируемых организаций средств массовой информации.
Некоммерческая организация, объединяющая саморегулируемые организации средств массовой информации, приобретает статус национального объединения саморегулируемых организаций средств массовой информации со дня включения сведений о нем как о национальном объединении в государственный реестр саморегулируемых организаций средств массовой информации федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Может быть создано только одно национальное объединение саморегулируемых организаций средств массовой информации.
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, присваивает статус национального объединения саморегулируемых организаций средств массовой информации в течение семи рабочих дней со дня представления в этот орган следующих документов:
заявление о присвоении статуса национального объединения с приложением решения общего собрания участников национального объединения об утверждении указанного заявления;
заверенные национальным объединением копии учредительных документов такого объединения;
заверенные национальным объединением копии заявлений каждого члена такого объединения о вступлении в такое объединение.
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, отказывает некоммерческой организации в присвоении статуса национального объединения в случае, если:
некоммерческая организация не соответствует требованиям, установленным частью второй настоящей статьи;
некоммерческой организацией представлены не все документы, предусмотренные частью пятой настоящей статьи;
статус национального объединения присвоен иной некоммерческой организации, объединяющей саморегулируемые организации средств массовой информации.
Решение об отказе в присвоении некоммерческой организации статуса национального объединения может быть обжаловано такой организацией в арбитражный суд.
Информация о присвоении статуса национального объединения в
месячный срок размещается федеральным органом исполнительной власти,
уполномоченным Правительством Российской Федерации, на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Основными функциями национального объединения являются:
разработка федеральных стандартов деятельности редакции средства массовой информации и общероссийского кодекса этики средств массовой информации;
выработка предложений по вопросам государственной политики в области массовой информации;
представление интересов саморегулируемых организаций средств массовой информации в органах государственной власти;
обжалование в судебном порядке актов и (или) действий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающих права и законные интересы одной
саморегулируемой организации или нескольких таких саморегулируемых
организаций;
разработка предложений о совершенствовании правового регулирования и экономического регулирования средств массовой информации;
осуществление экспертизы проектов федеральных законов о средствах массой информации;
осуществление анализа деятельности членов национального объединения на основании информации, представляемой ими в национальное объединение в форме отчетов, в порядке, установленном уставом национального объединения или иным, утвержденным решением общего собрания членов национального объединения документом;
рассмотрение жалоб и обращений саморегулируемых организаций, иных юридических лиц и граждан на деятельность членов саморегулируемых организаций;
обеспечение информационной открытости деятельности членов национального объединения, опубликование информации об их деятельности;
развитие международного сотрудничества в области массовой информации;
иные функции, предусмотренные настоящим Федеральным законом и уставом национального объединения и не противоречащие требованиям законодательства Российской Федерации.
Органами управления национального объединения являются:
общее собрание членов национального объединения;
постоянно действующий коллегиальный орган управления национального объединения (совет);
исполнительный орган национального объединения.
К исключительной компетенции общего собрания членов национального объединения относятся следующие вопросы:
утверждение устава национального объединения, внесение в него изменений;
избрание членов постоянно действующего коллегиального органа управления национального объединения (совета), досрочное прекращение полномочий указанного органа или досрочное прекращение полномочий отдельных его членов;
избрание руководителя постоянно действующего коллегиального органа управления национального объединения (совета), досрочное прекращение полномочий такого руководителя;
установление размеров вступительного взноса и регулярных членских взносов и порядка их уплаты;
иные вопросы, отнесенные уставом национального объединения к исключительной компетенции общего собрания членов национального объединения.
Для осуществления функций национального объединения, определенных настоящей статьей, национальное объединение образует постоянно действующий коллегиальный орган управления национального объединения (совет), в состав которого включается не более чем один представитель от каждой саморегулируемой организации, являющейся членом национального объединения. Не менее чем двадцать пять процентов членов коллегиального органа управления национального объединения (совета) должны составлять представители Правительства Российской Федерации, Федерального собрания Российской Федерации, общественных организаций, научной общественности и иные независимые члены.
Председатель коллегиального органа управления национального объединения (совета) избирается на его первом заседании из числа его членов.
Структура, порядок формирования и срок полномочий органов национального объединения, порядок принятия этими органами решений устанавливаются уставом и внутренними документами национального объединения с учетом положений настоящей статьи.».
Статья 2
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечению года со дня его официального опубликования.
2. Объединение саморегулируемых организаций средств массовой информации вправе приобрести статус национального объединения саморегулируемых организаций не ранее чем через год с даты включения в государственный реестр саморегулируемых организаций первой саморегулируемой организации средств массовой информации.
Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН

Законопроекты

01.11.2013

Проект федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» в части введения института саморегулирования»

Целью разработки проекта федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» в части введения института саморегулирования» является создание предпосылок для формирования эффективного нормативного регулирования деятельности редакций средств массовой информации, введение института саморегулирования редакций средств массовой информации, как обязательного условия выхода на рынок редакций средств массовой информации, являющихся юридическими лицами, а также последовательной гармонизации российского законодательства с международным законодательством и практикой.
Разработанный проект закона направлен на регулирование отношений, связанных с регистрацией средства массовой информации и прекращением его деятельности, уточнения статуса редакции средства массовой информации, регулирование отношений, связанных с получением статуса саморегулируемой организации саморегулируемой организации, а также лишения такого статуса.
Исходя из положений законопроекта редакции средств массовой информации имеют возможность создавать два вида саморегулируемых организаций средств массовой информации:
саморегулируемые организации средств массовой информации, продукция которого предназначена для распространения на всей территории Российской Федерации, за ее пределами, на территориях нескольких субъектов Российской Федерации (федеральные СРО СМИ);
саморегулируемые организации средств массовой информации, продукция которого предназначена для распространения на территории субъекта Российской Федерации, территории муниципального образования (региональные СРО СМИ).
При этом, если для федеральных СРО СМИ норматив минимального количества членов определен в 1500 членов - редакций СМИ, то для региональных СРО СМИ устанавливаются пониженные требования к минимальному количеству - не менее 300 членов - редакций СМИ. Законопроект допускает возможность создавать специализированные СРО СМИ, такая возможность заложена в положениях законопроекта, которые касаются реализации СРО СМИ своей функции по стандартизации деятельности редакций СМИ. Так законопроект предусматривает, что СРО СМИ обязана разработать и утвердить стандарты, которые в том числе регламентируют определение предмета деятельности средства массовой информации - периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием).
Следует также учитывать что стандартами СРО СМИ также устанавливают общие требования к деятельности редакции средства массовой информации и редакционной политике, обязательные для выполнения всеми членами саморегулируемой организации. В законопроекте описываются полномочия саморегулируемых организаций и их национального объединения по разработке таких стандартов.
В законопроекте особое внимание уделяется вопросу регулирования института компенсационного фонда СРО СМИ. В частности, содержатся положения о том, что основанием для обращения взыскания на средства компенсационного фонда саморегулируемой организации является установленный органом по рассмотрению дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия саморегулируемой организации:
факт вреда, морального вреда, причиненного лицу в результате распространения средством массовой информации не соответствующих действительности сведений, порочащих честь и достоинство лица либо причинивших ему иной неимущественный вред, факт распространения сведений нанесших урон деловой или иной репутации лица;
факт распространение сведений, которые могут ввести в заблуждение неограниченный круг лиц;
иные факты нарушения кодекса этики саморегулируемой организации.
При этом следует учитывать, что одной из функций национального объединения СРО СМИ является принятие общероссийского кодекса этики средств массовой информации.
Вводится регулирование порядка формирования и деятельности национального объединения СРО СМИ, в полномочия которого в том числе
входит:
разработка федеральных стандартов деятельности редакции средства массовой информации и общероссийского кодекса этики средств массовой
информации;
выработка предложений по вопросам государственной политики в области массовой информации;
представление интересов саморегулируемых организаций средств массовой информации в органах государственной власти;
обжалование в судебном порядке актов и (или) действий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающих права и законные интересы одной саморегулируемой организации или нескольких таких саморегулируемых
организаций;
разработка предложений о совершенствовании правового регулирования и экономического регулирования средств массовой информации;
осуществление экспертизы проектов федеральных законов о средствах массой информации;
рассмотрение жалоб и обращений саморегулируемых организаций, иных юридических лиц и граждан на деятельность членов саморегулируемых
организаций;
и иные функции.
В самом национальном объединении СРО СМИ для осуществления его основных функций образуется постоянно действующий коллегиальный орган управления национального объединения (совет), в состав которого включается не более чем один представитель от каждой саморегулируемой организации, являющейся членом национального объединения. В таком органе управления предусмотрена квота в не менее чем 25 процентов для независимых, по этой квоте в состав совета национального объединения СРО СМИ могут входить представители Правительства Российской Федерации, Федерального собрания Российской Федерации, общественных организаций, научной общественности и иные независимые члены. (пояснительная записка к законопроекту)

комментарии(0)

оставить свой комментарий:

Чтобы оставлять комментарии, вам надо авторизоваться. Текст комментария будет сохранен.

Если вы еще не зарегистрированы, то сохраните текст комментария и зарегистрируйтесь.

Ссылки по теме:

    Эксперты:

    Кандидат юридических наук