Вход на сайт
войти через:Войти через loginza

Июль 2011 года

Отчет

о результатах мониторинга правоприменения за июль 2011 года

Земельное право

 

(эксперт – к.ю.н., доцент кафедры правовой охраны окружающей среды юридического факультета СПбГУ Иванова Т.Г.)

 

 

 

 

I. Общий обзор обсуждения в сфере земельного права проводился по материалам форумов на сайтах: http://zakon.ru/; http://www.yuristyonline.ru/; http://www.zonazakona.ru/forumdisplay.php?f=51

 

На сайте http://forum.zakonia.ru/ изменений в тематике обсуждаемых вопросов по сравнению с июнем не отмечено.

 

На сайте http://www.zonazakona.ru/forumdisplay.php?f=51 привлекли наибольшее внимание в анализируемом периоде следующие вопросы:

 

  1. Как не лишиться права собственности на земельный участок
  2. Часть   земельного  участка   на   праве   пожизненного   наследуемого владения
  3. Садовое товарищество
  4. Оформление земельного пая в собственность

 

На сайте  Юристы Онлайн.Ру - юридический форум юристов, адвокатов, нотариусов, бесплатная юридическая консультация

http://www.yuristyonline.ru/index.php?PHPSESSID=5b6a7c0e073c9526a6109fa879c34b39&board=194.0 выделены в качестве важных (обсуждаемых пользователями) следующие вопросы:

 

  1. Формирование участка ИЖС в обременении СЗЗ или ином
  2. Дарственная на землю и строение (была оформлена в 1980 году)
  3. Согласование межевания с заинтересованными лицами
  4. Вопрос по оформлению соседнего земельного участка в собственность или в аренду

 

На сайте http://www.yuristyonline.ru/index.php?board=194.0

 

размещены формы документов – договор и акт приема-передачи. Однако, вопросы передачи документов на земельный участок не отражены в указанных формах.

 

 ВЫВОД Эксперта :

На указанных сайтах, таким образом, обозначены как актуальные (обсуждаемые пользователями) проблемы, связанные с оформлением документов о правах на земельные участки, в том числе с согласованием границ со смежными землепользователями.

 

1)    основная аудитория обсуждения (граждане-обыватели, профессиональные адвокаты, работники юридических служб организаций, государственные служащие, научные работники, студенты)

Посетителями (пользователями) таких сайтов, как правило, являются

лица, имеющие юридическое образование, либо, в силу различных причин, вынужденные изучать нормативные акты для их последующего применения на практике.

 

2) особенности и проблемы обсуждения на указанных интернет-ресурсах (специфика аудитории, стиля обсуждения и т.д.) в анализируемом периоде не отличаются дополнительными особенностями, отмеченными в отчетах за апрель-июнь.

Сокращение количества обращений к вопросам по тематике связано с летним периодом.

 

 

II. Содержательное описание и выявление истоков проблем, которые обсуждаются пользователями:

1)    Пользователь Irina_M  http://www.zonazakona.ru/showthread.php?t=118190 поднимает вопрос проблем, возникающих у лиц, оформивших право собственности на земельный участок в упрощенном порядке без установления и закрепления на местности границ земельного участка. После длительного неиспользования собственником такого земельного участка администрация передала такой земельный участок в аренду другим лицам, которые провели межевание и кадастровый учет земельного участка по новым правилам. Пользователь интересуется какими могут быть способы защиты права собственности. Однако, так как описаны не все составляющие ситуации, в частности, направляла ли администрация собственнику уведомление о нарушении им земельного законодательства, выразившегося в неиспользовании участка в соответствии с целевым назначением, трудно дать оценку действиям администрации.

 

Позиция эксперта по обозначенной проблеме

Следует отметить, что не всегда правообладатели придают значение межеванию и установлению границ земельного участка. Законодательство не четко определяет полномочия администрации при выявлении нарушений земельного законодательства собственником, за которые возможны последствия, указанные в статьях 284, 285, 286 ГК РФ.

 

 

2)    Пользователь  MiF      http://www.zonazakona.ru/showthread.php?t=62939     в подвопросе «Оформление земельного пая в собственность» ставит вопрос о порядке выделения земельной доли. «Земельный и владельцы основных долей работают дружно и слажено Не дают информацию, о занятых участках, чтобы затруднить выделение земли остальным "пайщикам". Всеми силами вынуждают продать за копейки. Интересует следующее.

  1. действительно ли "большинство" может не разрешить выделение земли в каком-то конкретном месте? Подозреваю что так и есть.
  2. Насколько реально перевести землю в какую-то другую форму? в идеале в земли - поселений или хотя бы без обязательного возделывания земли.»

Позиция эксперта по обозначенной проблеме.

Поставленный вопрос подтверждает, что основная цель собственника освободиться от «обязательного возделывания земли». В случае, если в такой теме «Оформление земельного пая в собственность» был размещен текст постановления КС РФ, в котором разъясняются вопросы взаимоотношений сособственников земельных долей, пользователям было бы легче разобраться.

 

Налоговое право

(эксперт – к.ю.н., доцент кафедры государственного и административного права юридического факультета СПбГУ О.А. Ногина)

 

Анализировались форумы различных сайтов, аудитория обсуждения которых составляет в основном: налогоплательщики –физические лица, бухгалтера, работники юридических служб организаций, государственные служащие налоговых органов, сотрудники юридических фирм.

 

http://forum.taxhelp.ru http://forum.zakonia.ru/ http://forum.nalog.ru/ http://www.nalog-forum.ru/ http://taxpravo.ru/forum/

 

Наиболее обсуждаемые положения налогового законодательства, регулирующие отношения в сфере налогообложения и уплаты обязательных платежей.

 

1.  Положения    общей    части    Налогового   кодекса,    касающиеся исполнения налоговой обязанности.

 

Срок давности на уплату налога http://taxpravo.ru/forum/%EE%C1%CC%CF%C7-%CE%C1-%C4%CF%C8%CF%C4%D9-%C6%C9%DA%C9%DE%C5%D3%CB%C9%C8-%CC%C9%C3-%EE%E4%E6%EC-145/%D3%D2%CF%CB-%C4%C1%D7%CE%CF%D3%D4%C9-%CE%C1-%D5%D0%CC%C1%D4%D5-%CE%C1%CC%CF%C7%C1-77426/

 

В июне 2007г, после смерти отца, я получил в негосударственном пенсионном фонде его пенсию за год. В июне 2011 года мне прислали письмо из налоговой службы об уплате неудержанного налоговым агентом налога на этот доход в 2007 году. Как мне поступить в данной ситуации? Срок давности с момента получения дохода истек год назад. С какого времени наступает отсчет срока давности (с момента получения дохода или с момента получения уведомления об уплате налога)? В налоговой утверждают, что однозначно мне придется его оплатить.

 

Комментарий эксперта.

 

Действительно, проблема сроков давности исполнения налоговой обязанности постоянно обсуждается и вызывает немалые разночтения в практике применения норм Налогового кодекса, регулирующих порядок исполнения обязанности по уплате налога и порядок принудительного взыскания недоимки и пеней. Указанное обстоятельство связано с тем, что Налоговый кодекс действительно не содержит норм, регулирующих срок давности по исполнению обязанности по уплате налога и пеней (см. также письмо Минфина РФ от 11.02.2010 №03-02-07/1-57). Однако в этом случае необходимо анализировать нормы НК РФ, регулирующие порядок уплаты соответствующего налога.

 

Как правило, имущественные налоги, такие как налог на имущество физических лиц, транспортный и земельный налоги, уплачиваются физическими лицами на основании направляемых физическому лицу налоговых уведомлений в соответствии со ст.52 НК РФ за 30 дней до наступления срока платежа. Обязанность по уплате налога в этом случае согласно п.4 ст.57 НК РФ не ранее даты получения налогового уведомления. Причем уведомление должно быть направлено налогоплательщику именно заказным почтовым отправлением - п.4 ст.52 НК РФ, иначе налогоплательщик может поставить вопрос об отсутствии оснований для возникновения обязанности по внесению суммы налога в бюджет в связи с неполучением указанного уведомления (см. определение КС РФ от Определение Конституционного Суда РФ от 08.04.2010 N 468-О-О).

 

Законодатель внес соответствующие изменения в порядок уплаты указанных выше налогов, указав на то, что направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления, а налогоплательщики уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (ст.397, 363 НКРФ). Таким образом, законодатель ограничил предъявление указанных налогов к уплате сроком в три года. Однако, если уведомление было предъявлено налогоплательщику за три предшествующих налоговых периода, а налогоплательщик, в свою очередь, не исполняет свою налоговую обязанность в добровольном порядке в течение длительного времени, то налоговый орган имеет право осуществить принудительное взыскание суммы налога в порядке, установленном Налоговым кодексом. И, в таком случае сроки осуществления процедур принудительного взыскания могут выйти за пределы трехлетнего периода уплаты, что, тем не менее, отнюдь не означает прекращения обязанности налогоплательщика по уплате налога и пеней, поскольку взыскание налога и пеней в порядке осуществления законных процедур может продлиться в рамках значительного промежутка времени. Возможно

 

именно поэтому, законодатель и не устанавливает сроков давности уплаты и сроков давности взыскания сумм недоимки и пеней.

 

Что касается уплаты налога на доходы физических лиц, то, во-первых, в приведенной ситуации, прежде всего, необходимо выяснить является ли облагаемым полученный налогоплательщиком доход или он подпадает под действие ст.217 НК РФ, устанавливающий перечень необлагаемых доходов.

 

Во-вторых, следует иметь ввиду, что в отличие от поимущественных налогов, НДФЛ уплачивается либо путем удержания налога налоговым агентом, либо самостоятельно на основе подачи налоговой декларации. Так, в соответствии со ст.229 НК РФ физические лица, получившие доход, с которого налоговыми агентами не был удержан налог, должны подать налоговую декларацию по итогам налогового периода и уплатить налог до 15 июля следующего налогового периода. Поскольку НДФЛ не уплачивается на основании налогового уведомления (до вступления в силу ФЗ РФ от 27.07.2010 N 229-ФЗ п.5 ст.228 НК РФ предусматривал исполнение обязанности налогоплательщиком на основании налогового уведомления в течение календарного года получения дохода, однако отсутствие направления уведомления не отменяло обязанности по предоставлению декларации и уплате налога за 2007 год на основе предъявленной декларации), то в настоящее время никаких временных ограничений по предъявлению суммы налога к уплате, таких как по имущественным налогам, для НДФЛ не установлено.

 

Процедура принудительного взыскания недоимки и пеней урегулирована ст.69, 48 НК РФ и предусматривает начало принудительного взыскания с направления требования об уплате налога и пеней, которое, в свою очередь, может быть выставлено либо после проведения камеральной или выездной налоговой проверки либо по факту выявления недоимки в результате текущего контроля со стороны налогового органа. И, если проведение налоговых проверок регламентировано Налоговым кодексом по срокам и процедуре (глава 14 НК РФ), то выявление недоимки (ст.70 НК РФ) не связывается законодателем с какими-либо конкретными формами контрольных мероприятий. В связи с этим возникает неопределенность во времени обнаружения налоговым органом недоимки и выставления на основании этого факта требования, т.е. требование по факту выявления недоимки может быть выставлено налогоплательщику, который не уплатил налог, далеко за пределами налогового периода, за который должна быть погашена недоимка. На наш взгляд, указанный пробел является явным недостатком налогового законодательства, который дает широкие возможности для налоговых органов по «обнаружению недоимки» вне каких- либо сроков, что и вызывает многочисленные вопросы о сроке давности взыскания недоимки.

 

После направления налоговым органом требования об уплате налога физическому лицу, в течение 6 месяцев по истечении срока для уплаты налога и пеней, установленного в требовании, налоговый орган вправе обратиться в суд о принудительном взыскании недоимки и пеней с учетом особенностей, установленных ст.48 НК РФ.

 

Таким образом, законодатель не устанавливает сроков давности для взыскания недоимки и пеней с налогоплательщика, не исполнившего свою обязанность. Однако, следует помнить, что принудительное взыскание должно осуществляться в рамках процедур, установленных законом, которые как раз и нуждаются в совершенствовании, в частности, по срокам направления требования об уплате налога по факту выявления недоимки.

 

 

2.  Налог на доходы физического лица (НДФЛ)

 

http://taxpravo.ru/forum/%EE%C1%CC%CF%C7-%CE%C1-%C4%CF%C8%CF%C4%D9-%C6%C9%DA%C9%DE%C5%D3%CB%C9%C8-%CC%C9%C3-%EE%E4%E6%EC-145/%F1%D7%CC%D1%C0%D3%D8-%CC%C9-%D1-%CE%C1%CC%CF%C7%CF%D7%D9%CD-%D2%C5%DA%C9%C4%C5%CE%D4%CF%CD-%F2%E6-77442/

 

Являюсь ли я налоговым резидентом РФ?

 

Не могу понять попадаю ли я на 30% НДФЛ или нет. До мая 2010 года постоянно жил в РФ.

С мая 2010 по декабрь 2010 (более 6 месяцев) учился в Канаде. С декабря 2010 по май 2011 жил в России.

С мая 2011 по настоящее время живу в Канаде. Возвращаться в России не планирую.

В апреле 2011 года продал квартиру, зарегистрированную на мое имя за 1 млн. рублей.

Не могу понять-являюсь ли я в данном случае налоговым резидентом РФ для целей уплаты НДФЛ с продажи квартиру или нет?

Заранее благодарен

 

Комментарий эксперта.

 

Налоговое законодательство РФ с целью взимания налога на доходы физического лица закрепляет разделение всех налогоплательщиков на резидентов и нерезидентов, устанавливая для резидентов более льготный налоговый режим. В соответствии со ст.207 НК РФ налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение  12  след ующих  по др яд месяцев.


Период нахождения физического лица в Российской Федерации не

 

прерывается на периоды его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения.

 

По мнению финансовых и налоговых органов (см., например, Письмо Минфина РФ от 14.07.2011 N 03-04-06/6-169), налоговый статус физического лица определяется на каждую дату получения дохода, исходя из фактического времени нахождения лица на территории Российской Федерации, т.е. при определении налогового статуса физического лица необходимо учитывать 12-месячный период, определяемый на дату получения им дохода, в том числе начавшийся в одном налоговом периоде (календарном году) и продолжающийся в другом налоговом периоде (календарном году).

 

В рассматриваемой ситуации за предшествующие получению дохода (в апреле 2011 г.) двенадцать месяцев (с апреля 2010 г. по апрель 2011 г.), лицо находилось на территории РФ менее 183 календарных дней.  Период обучения за границей превышает 6 месяцев и поэтому не учитывается для исчисления срока резидентства.

 

 

В данном случае лицо не является резидентом РФ в целях налогообложения, а это значит, что все полученные им от источников в РФ доходы, за исключением указанных в ст.224 НК РФ, подлежат налогообложению по ставке 30% без возможности применения им налоговых вычетов, в частности имущественного налогового вычета при продаже недвижимого имущества и налогоплательщик должен заплатить НДФЛ со всего полученного им дохода по ставке 30%. В случае, если лицо не предъявит налоговую декларацию, налоговый орган может осуществить процедуры принудительного взыскания на денежные средства и имущество налогоплательщика, поскольку получит информацию о совершенной сделке и о выезде лица за границу от соответствующих регистрационных органов.

 

В целом, по нашему мнению, норма ст.207 НК РФ о признаках резидентства требует дальнейшего совершенствования с учетом того, что очень много вопросов возникает в связи с осуществлением гражданами России различной профессиональной деятельности, которая связана с длительным нахождением за пределами территории РФ (например, моряки, лица, сопровождающие туристические группы, лица, проходящие длительное лечение за границей и др.), но при этом имеющие «центр жизненных интересов» именно в Российской Федерации, хотя формально по нормам действующего налогового законодательства такие лица резидентами для целей налогообложения не являются. В различных странах резидентство в налоговых целях регулируется по-разному, существует целый комплекс признаков, позволяющих определить статус лица в качестве налогового резидента (в частности, владение недвижимым имуществом, наличие семейных     отношений,     владение     бизнесом,     зарегистрированным     в

 

соответствующей стране и др.), что, по нашему мнению, позволяет более справедливо подходить к налогообложению доходов физических лиц.

 

 

3.  Страховые взносы в Пенсионный фонд

 

http://forum.zakonia.ru/showthread.php?t=143771

 

С какого дохода должен индивидуальный предприниматель оплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд, если не ведется деятельность, соответственно не начисляется зарплата, в налоговую сдаются нулевки?

 

Обязательные страховые взносы в Пенсионный фонд и другие государственные внебюджетные фонды индивидуальные предприниматели в случае, если они не являются работодателями, а выступают в качестве страхователей себя лично, уплачивают в отличие от организаций в виде фиксированного платежа, размер которого определяется не в зависимости от размера полученного дохода, а устанавливается в твердом размере как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным зако но м на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в    соответствующий государственный внебюджетный фонд (ст.13 и 14  Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

 

В случае, если предприниматель утрачивает свой статус размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется исходя из стоимости страхового года пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Однако проблемы возникают в случаях, когда физическое лицо продолжает формально иметь статус предпринимателя, но перестает осуществлять свою предпринимательскую деятельность и не имеет никакого дохода от нее. В свое время, рассматривая подобную проблему Высший Арбитражный Суд указал на то, что данная обязанность возникает в силу факта регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве (информационное письмо Президиума ВАС РФ от 11.04.2006 N 107). Поэтому, если предприниматель не обратился в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности, то он должен продолжать уплачивать фиксированный платеж в государственные внебюджетные фонды.

 

Однако, Конституционный Суд РФ, рассматривая вопросы уплаты предпринимателями страховых взносов, и учитывая наличие или отсутствие прав  на  получение  соответствующего  страхового  возмещения  в  сфере

 

пенсионного страхования, признал неконституционным взимание обязательных страховых взносов в виде фиксированного платежа в отношении ряда категорий граждан, являющихся индивидуальными предпринимателями. В частности, определением Конституционного Суда РФ от 24.05.2005 N 223-О взаимосвязанные нормативные положения в той части, в какой они возлагают на являющихся военными пенсионерами индивидуальных предпринимателей и адвокатов обязанность уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии при отсутствии в действующем нормативно-правовом регулировании надлежащего правового механизма, гарантирующего предоставление им соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов и увеличения, тем самым, получаемых пенсионных выплат, признаны не соответствующими Конституции РФ.

 

Кроме того, признаны неконституционными нормативные положения, предполагающие взимание с индивидуального предпринимателя сумм страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии за период, в течение которого предпринимательская деятельность им не осуществлялась в связи с уходом за ребенком до достижения им возраста полутора лет (определение Конституционного Суда РФ от 12.05.2005 N 182- О).

 

Приведенные правовые позиции Конституционного Суда  РФ  показывают, что положения федерального закона №212-ФЗ в части уплаты предпринимателями фиксированного платежа за период, в который они не осуществляли свою деятельность и не имели дохода, очевидно подлежат изменению. Отсутствие правового регулирования рассматриваемой проблемы на практике приводит к тому, что, например, пенсионеры, зарегистрированные в качестве предпринимателей, прекращая получать соответствующий доход и не регистрируя прекращение своего предпринимательского статуса, не имея иных источников дохода, начинают выплачивать недоимки и пени по страховым взносам в Пенсионный фонд за счет средств своей же пенсии, выплачиваемой из бюджета ПФР, что приводит к многочисленным судебным спорам, в ходе которых суды, пытаясь разрешить спор в пользу пенсионера, вынуждены прибегать к правовым позициям Конституционного Суда РФ в отсутствие прямой нормы закона, регламентирующей указанную ситуацию.

 

 

Руководитель экспертной группы,                                            Белов С.А. к.ю.н., доцент